Что такое ШБО?
Школьная биологическая олимпиада — старейшая олимпиада по биологии в России.
С 1950 года ШБО ежегодно проходит на Биологическом факультете МГУ. Каждый год в олимпиаде принимает участие от 800 до 3000 школьников шестых — одиннадцатых классов.
Олимпиада проводится в три тура:
первый тур — письменный,
второй — устный, практический,
третий — устный.
Обязательна предварительная электронная регистрация участников олимпиады в Москве и на некоторых региональных базах.
ШБО не дает льгот при поступлении
Мы не предоставляем победителям льгот при поступлении в МГУ и любые другие ВУЗы. Цель ШБО — обеспечить максимально широкие возможности для интеллектуально-творческого соревнования.
ШБО — некоммерческая олимпиада
Участникам олимпиады не надо платить за участие. С другой стороны, оргкомитет не может оплатить проезд иногородним участникам или предоставить им общежитие.
Даты туров
I тур
Общая информация
Задания первого тура ориентированы на учеников 6−11 классов, к участию приглашаются все желающие школьники. Тур проводится в Москве на биологическом факультете МГУ, а также в других городах, которые готовы организовать этот тур у себя. С заданиями и результатами Первого тура можно ознакомиться в нашем архиве. C собой не нужно брать ничего, кроме пишущей ручки. Также рекомендуем взять с собой что-нибудь перекусить и попить (например, плитку шоколада и бутылку минералки). Время ответа не ограничено.

Для участия в первом туре ШБО не требуется и прохождение каких-либо отборочных испытаний, но необходимо пройти электронную регистрацию, если она возможна в вашем городе. По результатам первого тура приблизительно 30 участников от каждого класса приглашаются на второй тур.

Результаты первого тура не разглашаются до даты разбора работ!
Базы олимпиады
Список может уточняться!
Город Место проведения Начало (по местному времени) Регистрация
II тур
Общая информация
Около 30 участников из каждого класса, наиболее успешно написавших первый тур, приглашаются на второй тур.

II тур Школьной Биологической Олимпиады — очный, кабинетный, проходит на Биологическом факультете МГУ. В каждом кабинете участник проходит устный опрос по тематике кабинета, проводимый сотрудниками Биологического факультета. Учитывая различный уровень подготовки и интересы участников, кабинетов достаточно много и они условно разделены на «Биология-1», «Биология-2», «Ботаника» и «Зоология».

Каждый участник должен пройти несколько кабинетов разной направленности. Их минимальное количество и специализация варьируется в зависимости от класса. Это будет подробно расписано в выдаваемом участнику «бегунке». Каждый пройденный кабинет дает Участнику от 0 до 5 очков. Кабинеты начинают закрываться в 17:00, так что следует правильно рассчитывать своё время.

Желающие проверить себя и пройти кабинеты «сверх плана» могут это сделать, если в кабинет нет очереди и старший по кабинету согласен. Следует, однако, ясно понимать, что улучшить свои результаты таким образом невозможно: в зачёт идут только оценки из тех кабинетов обязательного набора, которые были посещены первыми — даже если в «дополнительных» кабинетах той же тематики был получен более высокий балл.

Для получения большого количества очков Вам придется проявить всю свою эрудицию и фантазию, поскольку вопросы Олимпиады устроены так, что одного только знания школьной программы недостаточно для получения выдающихся результатов. Не следует соотносить очки Олимпиады со школьными баллами — так, 3 очка соответствуют твердой школьной «пятерке», а 4−5 очков говорят о знаниях, значительно превышающих объем школьной программы.
Кабинеты II тура
Секция Биология-1
Цитология
Наш кабинет цитологии рад приветствовать в своих стенах учеников 7-11 классов. (Шестиклассники могут заходить на свой страх и риск, если они уверены, что имеют представление о нашем предмете.) Здесь мы будем разговаривать о том, как устроена клетка. Какие у нее органеллы внутри, как они выглядят, зачем они нужны, как это все работает.

Мы обязательно спросим:

  • про ядро и хромосомы,
  • про эндоплазматическую сеть,
  • про комплекс Гольджи,
  • про рибосомы,
  • про митохондрии,
  • про хлоропласты,
  • про цитоскелет,
  • про жгутики и ложноножки
Ну и про процессы всякие тоже спросим.

  • Про митоз,
  • про мейоз,
  • про везикулярный транспорт,
  • про фагоцитоз,
  • про пиноцитоз тоже
Мы, конечно, не будем спрашивать все-все по списку. Для этого есть билеты — какой вытяните, о том и будем говорить. А заодно посмотрим на электронные микрофотографии и препараты в микроскоп, чтобы своими глазами увидеть предмет разговора.

О чем мы точно не будем спрашивать. Ни о чем, кроме цитологии. Мы не будем спрашивать в подробностях биосинтез белка, схему фотосинтеза и цикл Кребса. Особенно цикл Кребса не будем. Но нам бы хотелось, чтобы отвечающие осознавали, что все эти процессы (и другие биохимические события) происходят в органеллах клетки. Не более того.
Молекулярная биология и биохимия
Кабинет биохимии и молекулярной биологии предлагает погрузиться в святая святых любого организма на земле — царство таинственных молекулярных машин, многоступенчатых каскадов и захватывающих превращений. Вам предстоит принять участие в настоящем детективном квесте и найти ответы на вопросы «почему». Почему эта молекула, а не какая-то другая? Что случится, если эти аминокислоты поменяются местами? Как происходят волшебные превращения веществ в друг друга?
Каким образом из ограниченного набора атомов складывается ДНК — самая мистическая молекула в мире?
Точных ответов на эти вопросы все еще не существует. Но каждый из вас может прикоснуться к великому и попытаться найти ключ к разгадке.
Физиология человека и животных
Кабинет Физиологии Человека и Животных приглашает вас подумать о том, как работает наш организм и организм других животных. Полагаясь на знания школьной программы вы будете решать задачки из серии «Если тут что-то сломалось, что произойдет с какой-то частью и со всем целым?». Помните, что организм — это целостная система, где все взаимосвязано, как ниточки в паутинке.
Один умный философ как-то сказал, что величайшая цель образования — не знание, а действие. Приходите действовать, примените свои знания по физиологии и убедитесь, что вы знаете инструкцию и к самому себе: состав и устройство, принцип изготовления, правила пользования, возможные риски и способы устранять поломки! Приходите подергать за ниточки в паутинке
Поведение животных и нейробиология
В кабинете «Поведение животных и нейробиология» мы предлагаем школьникам 6-11 класса порассуждать о строении мозга и нервной системы, их нормальном и нарушенном функционировании, а также о различных вариантах сложного поведения у животных.

Мы будем касаться таких вопросов, как: Как формируется и где хранится память? Что такое рефлексы и инстинкты? Как общаются животные? Как устроены сенсорные и двигательные системы? И многое другое.

Будем рады услышать и обсудить интересные этологические примеры и истории, а также, если вы попробуете связать эти примеры с работой нервной системы.
Генетика
В нашем кабинете Вы попробуете узнать как наследуется форма тела у мурмозявров, объяснить случай появления пятнистой окраски у камнегрызок, а также построить генеалогическое древо пиломордов.
Кроме этого мы поговорим про селекцию различных организмов и величайшие научные открытия, связанные с генетикой.
Кстати, а есть ли хромосомы у морковки?
Секция Биология-2
Гидробиология и экология
Кабинет сочетает теоретическое и полевое направления экологических наук, но основное внимание в предлагаемых нами вопросах уделяется водной экологии. Каждому школьнику предлагается билет с тремя вопросами, из которых можно выбрать для ответа два.

Первый вопрос — из области общей экологии, например «Кто такие продуценты, консументы и редуценты?» и подходит для ответа школьникам с хорошей теоретической базой; дополнительные вопросы к нему могут быть «на сообразительность».

Второй вопрос относится к области частной экологии и гидробиологии и связан с описанием природного сообщества по заданному биотопу. Например «Опишите факторы внешней среды и характерных представителей сообщества влажного тропического леса».

Третий вопрос — полностью практический и одинаков во всех билетах: «Выберите из нашей коллекции 5 любых организмов и определите их как можно точнее». В кабинете представлена довольно обширная коллекция, главным образом водных беспозвоночных животных. Высший балл, соответственно, ставится за определение животных до вида (для мелких и малоизвестных групп организмов — также за определение рода, на усмотрение экзаменатора). При подготовке к ответу возможно применение стереомикроскопа.

Кроме того, в кабинете можно записаться в школьный кружок водной экологии «Бентос», работающий на кафедре гидробиологии.
Биологическое Развитие (эмбриология)
Развитие живого организма из одной клетки — это самое удивительное явление в природе. Приходите в кабинет Эмбриологии, чтобы убедиться в этом. Мы поговорим о жизненных циклах и стадиях развития животных и растений, о том, какими способами могут делиться клетки и в чем разница между сперматозоидом и яйцеклеткой. Обсудим, о чем говорит закон зародышевого сходства и, наконец, откуда берутся дети!
Эволюция
Анатомия и биология человека
Карл Линней, описывая вид Homo sapiens ограничился короткой строчкой: nosce te ipsum — «познай себя сам». В кабинете анатомии и биологии человека вам будет предложено именно это — познать себя. Вы сможете не только похвастаться своими познаниями в анатомии человека, но и подумать над разнообразными интереснейшими вопросами, посвященными человеку, как виду. Что такое человек — всего лишь одно из млекопитающих или уникальное существо, царь природы? Чем он похож на других животных и в чем его особенности? На эти и подобные вопросы вы сможете найти ответ, посетив кабинет анатомии и биологии человека. Кабинет расчитан на 8-11 классы, но мы будем рады видеть участников из более младших классов. Для успешного прохождения кабинета будет полезным уверенное знание анатомии и общее представление об эволюции и биологии человека.
Секция Ботаника
Микология и альгология
Приглашаем всех окунуться в мир низших растений. Вас ожидает многообразие форм и размеров: от гигантских морских водорослей до микроскопических грибов. Разноцветные лишайники и плодовые тела сделают вашу жизнь ярче. Мы предложим вам различные вопросы о жизнедеятельности и взаимодействии наших объектов между собой. На многие вопросы необязательно знать ответ, вам помогут фантазия и логика. Дерзайте!
Экспериментальная ботаника
Вам интересна жизнь растений? Вы не можете пройти мимо зеленых веточек весной? Нравится копаться в земле и ухаживать за растениями? Или Вы помешаны на клеточной биологии и физиологии, и вам интересно, как это устроено у растений? Тогда Вам сюда! Растения — удивительные существа, рост и развитие которых устроены совершенно иначе, чем у животных. Добро пожаловать в кабинет экспериментальной ботаники (он же — физиология растений)! Вас ждут эксперименты с растениями и вопросы «на подумать»!
Морфология и география высших растений
Высшие растения обитают на всех континентах Земли, есть они даже в Антарктиде. Разумеется, приспособления для успешного существования в болотах Флориды, степях Евразии и тропических лесах Амазонии будут принципиально различаться между собой. Подобным приспособлениям растений к условиям произрастания и посвящена одна часть вопросов нашего кабинета. Вторая же часть будет касаться закономерностей распределения растений и растительных сообществ как в мировом, так и в более узком масштабах.
Экология растений, гербарий
С лёгкостью отличаете ель от сосны и знаете, к какому семейству относится яблоня? Тогда в кабинете «Экология растений и гербарий» Вас однозначно ждёт успех. На нашем столе традиционно представлены гербарные образцы растений, которые окружают нас. Также для школьников разных возрастов мы заготовили вопросы по экологии и географии растений, для ответа на которые достаточно просто хорошенько подумать. Но и вспомнить школьный курс ботаники лишним не будет.
Секция Зоология
Зоология беспозвоночных
Кабинет Зоологии Беспозвоночных мы в шутку называем кабинетом Зоологии без позвоночных. Зоология — это наука о животных. Беспозвоночные — это животные без позвоночника. Вроде бы всё просто!
Каких ты знаешь животных без позвоночника? (Подсказка: к беспозвоночным относятся условно все от амёб до ланцетников)
Где они живут, чем занимаются, как устроены, как размножаются, как работает их организм?
Какие одноклеточные существа похожи на животных?
Есть беспозвоночные не только без позвоночника, но и без кишечника! Как они питаются?
Каких беспозвоночных человек ест? Из каких беспозвоночных человек строит себе жилища? Какие беспозвоночные делят жилище с человеком? Какие беспозвоночные превратили человека в собственное жилище?
Кто такие морские жёлуди, морские козочки, морские огурцы, морские осы, морские стрелки?
Обо всём этом и о многом другом с вами побеседуют в нашем кабинете. Чтобы было проще и интереснее разговаривать, вы будете рассматривать настоящих животных: заспиртованных в банках или даже живых, а ещё скелеты кораллов, раковины моллюсков, высушенных иглокожих и многое другое. У нас настоящий зоологический музей!
Мы спрашиваем обо всех группах беспозвоночных, от простейших до хордовых (про насекомых спрашиваем не очень много, потому что есть отдельный кабинет энтомологии). У вас будет шанс продемонстрировать не только знание школьной программы, но и более широкую эрудицию, умение рассуждать и наблюдательность. Приходите! Кто уже был — приходите к нам ещё!
Энтомология
Наш кабинет посвящен энтомологии — науке о насекомых.
Но кто такие насекомые? Аристотель называл насекомыми всех наземных членистоногих, а Линней относил к насекомым вообще всех членистоногих. Но теперь мы называем насекомыми только шестиногих, и то не всех.
Так каких же животных изучают энтомологи? Мы по традиции считаем «своими» ногохвосток, двухвосток и бессяжковых, и даже — в меньшей степени — многоножек и паукообразных. Среди настоящих насекомых есть первичнобескрылые (то есть никогда не имевшие крыльев, такие как чешуйницы и древнечелюстные — раньше их всех называли щетинохвостками), но подавляющее большинство видов насекомых, и вообще членистоногих, и вообще животных — крылатые насекомые. Прежде всего о них мы и справшиваем в нашем кабинете.
Что нужно знать о насекомых, чтобы получить в нашем кабинете высокую оценку? Разумеется, не только школьную программу, но без базовых школьных знаний энтомологу тоже не обойтись. Как развиваются насекомые и что такое неполное и полное превращение? Каким отрядам насекомых свойственно полное, а каким — неполное превращение? Какой образ жизни характерен для представителей отрядов жесткокрылые, перепончатокрылые, двукрылые, чешуекрылые, полужесткокрылые — и некоторых других? Кто такие общественные насекомые и чем они отличаются от других насекомых? Как взаимодействуют разные виды насекомых друг с другом? И какую роль они играют в природе и в жизни человека? Кого считают близкими, а кого — дальними родственниками насекомых? Во всем этом нужно неплохо ориентироваться юному биологу, сведущему в энтомологии.
В нашем кабинете вы увидите коллекции разнообразных насекомых, среди которых вам нужно будет узнавать представителей разных отрядов (а также некоторых семейств, родов и даже видов), сможете полистать книги по энтомологии, увидеть лабораторное оборудование энтомолога и поговорить с нами о том, как собирать и как изучать насекомых.
Любому грамотному биологу стоит хорошо представлять себе самую эволюционно успешную (если оценивать эволюционный успех по видовому разнообразию) группу животных. Приходите в наш кабинет, если считаете, что знаете ее неплохо, а если интересуетесь насекомыми — приходите непременно!
Ихтиология
Ни для кого не секрет, что более половины всех видов позвоночных животных, обитающих на нашей планете — рыбы. Но кто же такие эти удивительные существа? И только ли рыб изучают ихтиологи? На эти и многие другие вопросы Вы можете ответить нам.
Проверка знаний по ихтиологии в нашем кабинете включает как теоретические вопросы, так и определение по внешнему виду рыб из кафедральной коллекции.
Для получения максимальной оценки, нужно представлять себе:
какие группы живых организмов изучают ихтиологи, и чем эти группы друг от друга отличаются (ориентироваться в современной систематике),
адаптации рыб к условиям среды обитания,
особенности и стратегии размножения рыб,
особенности поведения рыб
и уметь:
называть части тела рыб (ориентироваться в анатомии),
узнавать рыб по внешнему виду.
Герпетология
Земноводные и пресмыкающиеся это древнейшие наземные позвоночные нашей планеты. Первые «завоевали» сушу более 360 миллионов лет назад, вторые «правили» ей самое продолжительное в её истории время. Да и сейчас они продолжают успешно конкурировать с более эволюционно молодыми группами: птицами и млекопитающими. Многие секреты их биологического успеха не раскрыты до сих пор делая их одними из самых интересных, загадочных и непонятных для нас животных.
В кабинете герпетологии Вы сможете увидеть и подержать в руках животных о которых раньше только читали в книгах и интернет ресурсах и проверить свои знания по их образу жизни и определению видовой принадлежности. Рассказать о том, что и как они едят, где обитают (в каком биотопе), как выращивают своё потомство и общаются друг с другом. Если Вы что-то не знаете об этом конкретном животном, то можно попробовать разобраться на месте, осмотрев внешнее строение, которое подскажет многое о биологических адаптациях вида.
Орнитология
Млекопитающие
В нашем кабинете можно обсудить самые разные стороны биологии млекопитающих: систематику (носорог — это парнокопытное или непарнокопытное?), физиологию (как теплокровность млекопитающих влияет на их образ жизни?), эволюционную историю (а вы знаете, когда первые млекопитающие появились?), анатомию (сколько у млекопитающих скуловых дуг? и сможете ли вы на настоящем черепе показать их?), и тому подобное. А также можно посмотреть и потрогать коллекционные тушки, черепа и скелеты и обсудить адаптивное значение их особенностей.
Возрастных ограничений в этом кабинете нет, приглашаются школьники всех классов, интересующиеся зоологией. Мы стараемся подбирать вопросы исходя из вашего уровня знаний и области основных интересов.
WARNING: коалы и ехидны в нашей коллекции нет!
III тур
По итогам второго тура около 10 участников в каждом классе приглашаются на третий, заключительный этап Олимпиады.

Третий тур проводится в форме собеседования, которое проводится членами Жюри и приглашенными специалистами-биологами.

По итогам третьего тура победители и призеры награждаются грамотами и книгами.
Жюри
Председатель Жюри
Онипченко
Владимир Гертрудович
Доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой геоботаники биологического факультета МГУ
Состав Жюри
Виноградов
Георгий Михайлович
Кандидат биологических наук, научный сотрудник Института Океанологии РАН, ответственный секретарь Жюри ШБО
Скобеева
Виктория Александровна
Кандидат биологических наук, научный сотрудник кафедры биологической эволюции и преподаватель биологического факультета МГУ
Шипунов
Алексей Борисович
Кандидат биологических наук, associate professor в университете Майнота, США
Мушегян
Аркадий Радиантович
Кандидат биологических наук, руководитель программ (Program Director), отдел молекулярной и клеточной биологии, Национальный Фонд Науки, США
Фридман
Марина Владимировна
Кандидат биологических наук, научный Сотрудник Института Общей Генетики РАН
Черткова
Екатерина Романовна
Ассистент кафедры Молекулярной и клеточной генетики РНИМУ им. Пирогова
Артюшин
Илья Витальевич
Кандидат биологических наук, научный сотрудник кафедры зоологии позвоночных биологического факультета МГУ
Кандел
Евгений Семенович
PhD по специальности «Генетика», доцент кафедры биологии клеточного стресса, Онкологический Центр им. Р. Парка, Буффало, США
Толстихина
Татьяна Евгеньевна
Кандидат биологических наук, редактор издательства «Бином»
Перфилов
Максим Михайлович
Сотрудник лаборатории биофотоники Института биоорганической химии РАН
Кулибабина
Анна Геннадьевна
Сотрудник отдела биологических испытаний Лабораторного центра ЦКК ОНЦ
Джесс Ратьер
Контакты
+7 (926) 861 46 55
info@shbo.ru
По вопросам работы сайта: web@shbo.ru
По вопросам результатов I тура: proverka@shbo.ru
Почтовый адрес: 119991, Россия, Москва, Воробьевы горы, д. 1, корп. 12, Биологический факультет МГУ, Оргкомитет ШБО

Проезд на биологический факультет МГУ