М. Б. Беркинблит, А. Б. Шипунов, Л. Ю. Ямпольский, 1987 г.
Опыт Школьной Биологической Олимпиады МГУ в формировании биологического мышления у школьников
Предисловие
Про школьную Биологическую олимпиаду МГУ было написано и напечатано немало статей. Так, например, к юбилею олимпиады — ее 25-летию — в 1975 году было написано две статьи коллективом Коротков, Багоцкий и Дгебуадзе (К.О.Коротков тогда был стажером в Лабораторном корпусе «А» МГУ, С. В. Багоцкий — сотрудником Института водных проблем АН СССР, а Ю. Ю. Дгебуадзе — сотрудником Института эволюционной морфологии и экологии АН СССР). Первая статья «Биологическая олимпиада Московского университета» была напечатана в журнале «Биология в школе», а вторая — «Биологическая олимпиада школьников в МГУ», если я не ошибаюсь, в журнале «Квант». В 1977 г. была напечатана статья большого коллектива авторов в журнале «Биология в школе» N1: Багоцкий С. В., Беркинблит М. Б., Дгебуадзе Ю. Ю., Коротков К. О., Мина М. В., Попов Д. В., Шноль С. Э. «Вопросы первого (письменного) тура биологической олимпиады МГУ». В 1981 году в том же журнале в N 3 была напечатана статья: Беркинблит М. Б., Лапин В. И. и Заикин Е. В. «Анализ ответов школьников на вопросы биологической олимпиады МГУ», а в NN 4 и 6 ее продолжение: Беркинблит М. Б. и Лапин В. И. «Анализ ответов школьников на вопросы биологической олимпиады МГУ». В 1983 г. была опубликована брошюра: Беркинблит М. Б., Длусский Г. М., Лапин В. И., Онипченко В. Г. «Вопросы письменного тура биологической олимпиады школьников МГУ» (М.: изд. МГУ, 1983, стр. 1−28). В 1993 г. вышла книга: Беркинблит М. Б., Глаголев С. М., Голубева М. В. и др. «Биология в вопросах и ответах». В ней собраны избранные вопросы олимпиады за многие годы, а также имеется методическая главка: «Методические требования к вопросам биологических олимпиад и принципы классификации олимпиадых задач» (М.Б. Беркинблит, С.М. Глаголев). Конечно, публикации про Биологическую олимпиаду МГУ не ограничиваются этими примерами.

В архиве М. Б. Беркинблита сохранился черновик еще одной статьи, которая, кажется, не была опубликована. Между тем, ее содержание не покрывается материалом других статей. В ней полнее, чем в других публикациях, описаны многие организационные вопросы. Она также дает хорошее представление о состоянии олимпиады в конце 80-х годов. Ниже приводится текст этой статьи.

В настоящее время получили широкое распространение различные формы внешкольного неформального биологического образования: кружки, олимпиады, заочные школы, научные общества учащихся и др. Каковы их задачи и возможности?

Современное школьное биологическое образование далеко от совершенства. Биология в сознании школьников часто превращается в набор фактов, а ответ на вопрос по биологии сводится к отысканию соответствующего места в учебнике. Разнообразные формы внешкольного образования должны ставить перед собой задачу развития у школьника биологического мышления и способности творчески подходить к ответу на вопрос. Это должно сочетаться с присущей неформальным формам образования занимательностью и близостью к живой природе.

Другая важная функция этих форм — профориентация способных и интересующихся школьников, направленная не столько на увеличение числа абитуриентов в биологические вузы, которые, как правило, в этом не нуждаются, сколько на улучшение качества абитуриентов. Подчеркнем, что в большинствеслучаев участие во внешкольных формах образования не дает формальных преимуществ при поступлении в вуз.

Определенные успехи в решении этих задач уже сделаны. Особо нужно отметить опыт Красноярской краевой летней школы, Научных Обществ Учащихся Эстонии и Молдавии, Биологического отделения Взесоюзной заочной математической школы АПН при МГУ, а также ряда биологических олимпиад.

Школьная Биологическая Олимпиада МГУ проводится ежегодно, начиная 1951 г. Ее создателем и вдохновителем был известный зоолог К. Н. Благосклонов. Первоначально олимпиада была соревнованием нескольких московских кружков. Постепенно, с ростом интереса школьников к биологии и совершенствованием методики проведения, Олимпиада стала мероприятием не только городского, но и в значительной мере, Всесоюзного масштаба.

Современную схему проведения Олимпиада приобрела в начале 70-х годов. Тогда же основную роль в ее организации стала играть студенческая молодежь. В настоящее время на Биофаке МГУ работает Научно-Твореское Объединение «Молодые биологи — школе», из членов которого формируется студенческий Оргкомитет Олимпиады.

По традиции, Олимпиада проводится в три тура: I — письменный, II — устный и III — собеседование с победителями Олимпиады для определения мест. Между I и II турами проходит 2−3 недели, III тур ппроводится на следующий день после dторого. Возможны и более сжатые сроки. I тур обычно проходит в середине марта, II и III — во время школьных весенних каникул (конец марта). Как правило, с каждого тура не следующий существует конкурс в соотношении примерно 2000:400:50. Члены делегаций удаленных от Москвы районов, приглашенные непосредственно на II тур, участвуют в письменном туре без последующего отбора.

ПЕРВЫЙ ТУР. Его цель — обеспечить участие в олимпиаде всех (вне зависимости от уровня знаний) школьников 7,8,9 и 10 классов, учащихся ПТУ, техникумов и медучилищ Моквы и тех, относительно близких к Москве районов, откуда можно приехать в Москву на один день без ночевки (например, Тула, Воронеж, Харьков, Рязань, Новгород и т. п.). Кроме того, для школьников 5−6 классов проходит олимпиада в Городском Дворце Пионеров (по вариантам, составленным Жюри олимпиады МГУ).

На первый тур олимпиады приглашаются также учителя, методисты и инспектора народного образования, представители Министерств Просвещения СССР и РСФСР, Ректората и Вузкома ВЛКСМ МГУ, журналисты. Подобный охват позволяет вести широкую пропаганду опыта олимпиад. Стоит подчеркнуть, что наша олимпиада является только олимпиадой МГУ и не имеет статуса всесоюзной или всероссийской: она проходит в системе МВиССО СССР, а не в система МП СССР.

Привлечение школьников к участию в олимпиаде осуществляется путем рассылки приглашений на олимпиаду во все школы Москвы, в районные и областные отделы народного образования 25-ти близких к Москве областей, в школьные кружки, а также лично участникам II тура предыдущей олимпиады. Раз в 2−4 года проводится рассылка приглашений во все школы городов и поселков городского типа этих 25-ти областей (см. карту). Кроме того, дается объявление об олимпиаде в московских газетах.

В каждом приглашении указывается дата и час проведения I тура, проезд на Биологический факультет МГУ, а также подчеркивается, что вход на олимпиаду свободный, а ночлег иногородним не предоставляется. Таким образом и набирается обычный для последних лет контингент участников I тура — 2000 школьников и 200 учителей.

Каждый участник I тура получает экземплял варианта, состоящего из 7-ми вопросов и отвечает на вопросы в письменном виде. Олимпиада проводится на русском языке, однако члены делегаций ряда республик (Эстония, Молдавия, Грузия, Армения) имеют возможность отвечать на родном языке.

Подготовка варианта начинается обычно еще в ноябре. До начала I тура вопросы сохраняются в секрете. Вопросы для I тура предлагаются студентами и сотрудниками факультета, предварительно обсуждаются студенческим Оргкомитетом Олимпиады, а затем передаются Жюри. Жюри

проводит окончательный отбор вопросов и формирует варианты. Обычно заметная часть вопросов придумывается членами Жюри.

При отборе вопросов Жюри исходит из следующих важных принципов.

Вариант любого класса является комплексным, т. е. включает вопросы из разных биологических дисциплин, а не только из тех, которые изучаются в школе в данном классе. Это требование направлено против ранней узкой специализации школьников. Победителем олимпиады может, следовательно, стать только школьник, хорошо ориентирующийся в разных областях биологии. Практически этот принцип реализуетсяв том, что вариант 7-го класса включает вопросы по зоологии. ботанике и охране природы. В вариант для 8-го класса к этим вопросам добавляются вопросы по анатомии и физиологии, для 9-го — еще и по эволюционной теории и экологии, для 10-го — по цитологии, биохимии, генетике.

Второй принцип подбора вопросов I тура состоит в том, что ответ на каждый вопрос должен требовать не столько фактических знаний, сколько умения размышлять и анализировать факты, как известные школьнику, так и содержащиеся в формулировке вопроса.

Третий принцип формирования варианта заключается в том, что вариант должен содержать вопросы разной степени сложности (в зависимости от возраста школьников) и разных типов. Так, для школьников 7 и 8 классов часть вопросов требует, фактически, только активировать память (вспомнить побольше примеров из известного им материала) и сделать относительно простое обобщение. Для школьников 9 и 10 классов в вариантах обычно есть вопрос «про эксперимент», т. е. вопрос, в котором школьникам предлагается сделать вывод из приведенных экспериментальных данных или самим придумать эксперимент для разрешения какой-либо проблемы. В каждом варианте имеются вопросы, которые требуют от школьника выдвижения и анализа гипотезы (гипотез) для объяснения того или иного явления, а также комплексные вопросы, требующие привлечения сведений из разных разделов биологии и других естественных наук. Школьникам 10-го класса иногда предлагаются для размышления вопросы, точный ответ на которые науке не известен. При этом оценивается глубина рассуждений и разумное использование биологических законов и фактов.

Четвертый важный принцип подбора вопросов состоит в том, что вопрос должен допускать широкую гамму ответов (а не просто «да» или «нет»), формулировку нескольких гипотез, различную аргументацию и т. д. Это делает возможным дифференцированную оценку ответов школьников при проверке.

Примеры вариантов олимпиады приведены в Приложении I.

I тур проводится в два потока. Начало первого в 9, а второго — в 13 часов. В начале каждого потока устраивается торжественная часть, на которой выступают члены Жюри и Оргкомитета, затем школьников разводят по аудиториям, соответственно классу и номеру анкеты. Для того, чтобы избежать переполнения аудиторий и беспорядка во время разведения, следует тщательно продумать, на какой поток приглашать школьников того или иного класса и как организовать передвижение школьников по зданию факультета.

Пока школьники пишут, члены Жюри устраивают разбор вопросов для учителей.

Время написания не ограничивается, однако по окончании первого потока все недописавшие переводятся в одну аудиторию, чтобы освобидить помещение для второго потока. В каждой комнате школьников контролируют минимум два человека. Списывание и разговоры запрещаются, литература и шпаргалки отбираются до конца написания. Следует отметить, что характер вопросов I тура не позволяет хорошо ответить с помощью шпаргалок.

По окончании олимпиады работы собираются, раскладываются по классам и по номерам анкет, после чего начинается проверка, на которую обычно отводится 5 дней.

Даже при проверке работ по математике очень трудно дать строгие формальные критерии оценок. Школьник может найти оригинальный путь решения, более или менее полно провести доказательство и т. д. Тем более это относится к вопросам по биологии. Два разных проверяющих при проверке одного и того же вопроса обязательно обнаружат разный подход к оценке ответов. Опыт проведения Биологической олимпиады МГУ привел нас к выводу: ОДИН ВОПРОС ПРОВЕРЯЕТ ОДИН ЧЕЛОВЕК. Если в I туре приняло участие, скажем, 500 десятиклассников, то данный вопрос во всех пятиста работах проверяет один человек или одна и та же группа из двух человек, которые работают совместно, а не разделяют между собой работы школьников.

Поскольку каждый вариант содержит 7 вопросов, в проверке занято минимум 28 человек. Это число превышает число членов Жюри, поэтому в проверке также принимают участие аспиранты и студенты — члены НТО «Молодые биологи — школе». Вcе вопросы делятся между членами Жюри, так что каждый из них отвечает за проверку вопросов по своей специальности. Ответственный за данную группу вопросов член Жюри должен подобрать людей для проверки «своих» вопросов или утвердить предложенные кандидатуры.

Опыт показывает, что априорное составление критериев оценки практически невозможно. Школьники могут рассматривать вопрос по иным, чем члены Жюри, углом зрения, обнаружить неожиданные для проверяющего аспекты.

Поэтому проверку проводят следующим образом. Критерий оценки ответов на каждый вопрос вырабатывается после прочтения всех или заметной части ответов школьников. На отдельном листе выписываются все встреченные в работах идеи ответа на данный вопрос, примеры, аргументы и подсчитывается частота их встречаемости в работах. На полях работы, при ее прочтении, можно отмечать, какие идеи в ней содержатся.

Получив представление о том, какие идеи и с какой частотой встречаются в работах школьников, проверяющий сам или совместно с членом Жюри решает сколько баллов следует давать за ту или иную идею или пример. Обычно за идею, присутствующую в большинстве работ, дается маленький балл (0,5−1), т.к. ясно, что идея проста и известна большинству школьников. Однако за редкую идею совсем не обязательно дается высокий балл, это зависит от ее глубины и биологической правильности. Обычно оценка за идею лежит в пределах от 0,5 до 2-х баллов. При оценке идей нужно исходить из того, что оценка лучшего ответа за данный вопрос не должна превышать пяти. Общая сумма балов за все идеи, встреченные в работах может превышать 5; обычно она бывает порядка 10−15. При оценке идей полезно обратиться к литературе и специалистам для уточнения их правильности.

После того, как все идеи оценены, остается только второй раз просмотреть все работы и в каждой выставить балл, равный сумме баллов за все приведенные в ней идеи и примеры. Оценку лучше ставить и в работе и в анкете.

Необходимо подчеркнуть, что стремление к максимальной объективности оценок не должно вести к бездумному формализму. Проверка работ олимпиады — творческий процесс. Нельзя ограничиваться простым подсчетом идей, встретившихся в ответе. Одна и та же идея может быть раскрыта с разной глубиной и уровнем понимания. Кроме идей оценивается также удачность примеров, логичность рассуждений, грамотность использования терминологии, оригинальность подхода. Все это трудно оценить строго формально. И это накладывает определенные требования на подбор проверяющих. Они должны иметь высокую биологическую и человеческую культуру, должны уметь и хотеть понять ход мысли отвечающего.

Мы не снижаем оценки за допущенные ошибки, неверные рассуждения и т. д.

С особенным вниманием приходится подходить к организации проверки. С одной стороны, желательно иметь все работы в одном месте, чтобы они не потерялись, с другой — 28 человек, работающих в одной комнате, неизбежно мешают друг другу, тем более, что трудно удержаться от искушения прочитать вслух оригинальную мысль школьника или смешной ответ (заметим, что при проверке работ выписываются курьезные ответы, смешные по стилистике фразы и т. д., так называемые «перлы», которые затем используются в слуденческой газете, посвященной олимпиаде. См. Приложение 2). Некоторые проверяющие не могут работать в такой обстановке.

Кроме того, необходимо, чтобы, во-первых, все работыбыли проверены каждым проверяющим, во-вторых, чтобы все проверяющие могли одновременно взять часть работ на проверку. В связи с этим работы данного класса раскладываются по отдельным папкам (обычно 5−7 на класс) и назначаются диспетчеры, которые следят за ходом работы. Ониведут график, в котором отмечается, у кого из проверяющих в данный момент находится каждая папка. Перекладывать работы из папки в папку и разбивать папку на несколько частей не разрешается.

Для достижения полной беспристрастности проверки желательно вести проверку работ, отколов от них анкеты (на самих работах школьники своих данных не указывают). При этом на работе остается только номер анкеты (при сборке работ надо убедиться, что он проставлен). При необходимости возможна и перекодировка номеров анкет.

Когда все работы данного класса проверены, их раскладывают по убыванию сумм балов за все вопросы. После этого начинается отбор школьников во второй тур. Число участников II тура заранее не фиксируется и определяется, исходя из уровня лучших участников первого тура. Работы, набравшие ровно проходной балл и недобравшие до него 1−2 балла, просматриваются членами Жюри для того, чтобы избежать случайных отклонений при проверке.

Каждый прошедший на II тур школьник оповещается об этом по телефону или телеграфу. Кроме того, школьники могут узнать о том, прошли ли они на II тур, позвонив на Биофак.

В конце «проверочной» недели проводится разбор вариантов олимпиады, в котором участвуют все, проверявшие вопросы. Они рассказывают школьникам, в чем состоит правильный ответ (ответы) на каждый вопрос, как можно было проявить умение рассуждать и способности ориентироваться в биологическом материале при ответе, разбираются массовые ошибки. Зачитываются также списки прошедших на II тур. Разбор обычно вызывает большой интерес. На него приходит до 600 человек школьников и учителей, в том числе из других городов.

Кроме I тура, который, кроме Москвы проводится одновременно еще в Ленинграде и в Пущино, студенты Биофака МГУ организовали целую систему выездных турниров по биологии, проводимых во время студенческих каникул в разных городах страны (см. карту). Методически и организационно выездные турниры основываются на опыте проведения письменных туров олимпиады. В 1986 и 1987 гг. выездные турниры проводились в 30−40 населенных пунктах. В них приняло участие, соответственно 1300 и 1200 школьников. Око 20 лучших из них приглашались на II тур олимпиады.

ВТОРОЙ ТУР — устный. В нем участвуют: победители I тура и выездных турниров, лучшие ученики Биологического отделения ВЗМШ и, наконец, члены делегаций и команд удаленных от Москвы районов. Подготовка II тура в основном, заключается в рассылке личных и командных официальных приглашений, на основании которых школьники и учителя могут быть командированы на олимпиаду. По этому поводу имеется соответствующее указание зам. министра просвещения СССР.

Личные приглашения оформляются в том случае, когда не удается присоединить школьника к какой-либо команде. Командные приглашения получают Министерства просвещения союзных и автономных республик, ОблОНО, Дворцы пионеров, научные общества учащихся, кружки, станции юннатов.

Прибывщие делегации регистрируются и размещаются на заранее забронированные через трест гостинниц и хозуправление Минвуза места. Желательна организация соответствующей культурной программы. Для всех участников II тура, не отвечавших на вопросы I тура, проводится письменный тур.

Принцип поведения II тура — кабинетный. Действует около 20 кабинетов по самым разным разделам биологии. В работе кабинетов принимают участие сотрудники Биофака, Лаборатории им. Белозерского, Геологического факультета МГУ и ряда институтов АН СССР. В каждом кабинете школьнику предлагается ответить на 1−2 вопроса по билету, а в практических кабинетах (например «Птицы», «Низшие растения») также назвать предложенные образцы из коллекций и что-либо рассказать о них. Система оценки 5-бальная. Во многих кабинетах при выставлении оценки школьнику объясняют, в двух словах, какие ошибки он допустил и каков правильный ответ. Опрос на II туре в значительной мере ориентирован на конкретные знания.

Школьник должен пройти 6 кабинетов. Все кабинеты делятся на 4 группы: ботанические, зоологические и 2 общебиологические группы, одна из которых включает кабинеты дарвинизма, экологии, охраны природы, поведения, палеонтологии, а другая — кабинеты биохимии, цитологии, микробиологии, физиологии, генетики, биофизики. Школьники 7 и 8 классов должны пройти по 2 кабинета из зоологической и ботанической групп, и 2 по выбору; старшие школьники — по одному кабинету из каждой группы и 2 по собственному выбору.

Во время II тура организуется круглый стол для руководителей делегаций по обмену опытом.

По окончании II тура собираются все анкеты и Жюри производит отбор на III тур по сумме баллов I и II туров. На III тур проходит 10−15 человек в каждом из 4-х классов.

ТРЕТИЙ ТУР представляет собой собеседование, в котором принимает участие 5−6 человек, включая членов Жюри, а также аспирантов и студентов, и один школьник. Такие группы организуются для школьников каждого класса. Цель III тура — проверить знания школьника по всем разделам биологии. Поэтому ему задают вопросы как из наиболее интересующей его области биологии, так и из других, в том числе далеко отстоящих областей. Поговорив с каждым участником III тура 20−25 минут, Жюри определяет лучших. Присуждается одно первое, одно-два вторых и одно-три третьих мест. В случае, если мнения членов Жюри расходятся, прибегают к тайному голосованию.

Через некоторое время проводится награждение победителей, точнее тех из них, кто имеет возможность приехать на один день в Москву. Остальным призы и грамоты рассылаются. Организации, направившие делегации на олимпиаду, получают сводки о результатах членов делегаций. В качестве призов школьникам обычно преподносят книги по биологии (как специальные книги и учебники, так и популярные и иллюстрированные издания). По возможности книги подписывают авторы, редакторы, переводчики.

На примере участников III тура, закончивших школу в 1983 году можно показать дальнейшую судьбу победителей олимпиады. На Биологический факультет МГУ поступало 23 человека, поступило из них семеро. Один человек поступил на Физфак МГУ, планируя специализироваться по биофизике. На Биофак ЛГУ поступало 6 человек (поступило 5), на Биофак Тартусского университета — 4 (все поступили), на Естественный факультет Новосибирского университета — 4 (2 приняты студентами, 2 — кандидатами). Еще трое поступили в другие университеты, трое — в мединституты, трое — на биофаки педагогических институтов, один — в ТСХА. Всего в вузы поступило 30 человек, трое поступили в ПТУ, остальные устроились на работу. Из числа выпускников 1983 года четверо поступили на Биофак МГУ в 1984 году.

После каждой олимпиады проводится обработка данных, содержащихся в анкетах школьников. Эти данные включают:
— географию олимпиады
— информацию о разного рода кружках и клубах биологического профиля и о других олимпиадах по биологии
— спектр областей биологии, которыми интересуются школьники разного возраста и живущие в разной местности
— оценки школьниками вопросов I тура по шкалам «трудный-легкий», «интересный-неинтересный», «понятный-непонятный»
— баллы, полученные школьниками за вопросы из разных областей биологии на I и на II турах.

Часть результатов этой обработки используется Оргкомитетом и Жюри для совершенствования организации олимпиады, подбора вопросов I тура и методики проверки. Материалы Олимпиады 1986 гола используются в исследовании НИИ Содержания и Методов Обучения АПН СССР. К сожалению, этим пока ограничивается привлечение наших результатов и опыта олимпиады к научной и педагогической работе АПН и Министерства Просвещения.

Карта (прилагается)
Заштрихованный участок карты покрывает те области, в которые рассылаются приглашения на I тур олимпиады.
Треугольниками показаны те места, откуда приезжали делегации на II тур олипиады 1987 г.
Звездочками обозначены те места, в которых в 1986 и 1987 гг. проводились выездные турниры. выездные турниры

Приложение 1
Варианты вопросов I тура олимпиады для всех классов за 1984, 1986 и 1987 г.
Приложение 2

Из коллекции «перлов».

  • «Я знаю водное растение голотурию. Оно прикрепляется ко дну ризоидами. Оно имеет множество листов, снабженных ядовитыми веществами».
  • «Кошку объявили священной за красивые глаза».
  • «Заповедники существуют для того, чтобы узнать, на какой территории будут лучше всего усваиваться те или иные особи».
  • «Паразитическими животными человек считает таких животных, которые не приносят ему какой-либо пользы».
  • «Лох-Несское чудовище часто видели в состоянии алкогольного опьянения».
  • «Из кожи крокодилов в Древнем Египте делали кошельки, сумки, дипломаты… Чучело крокодила служило украшением для женщин».