Изложим кратко нынешние принципы составления задач и вопросов. На первом, письменном туре школьникам предлагается до семи вопросов в зависимости от класса. Обязательным для всех классов является то, что все эти вопросы заставляют не столько опираться на уже известные факты, сколько думать и рассуждать о проблемах самых разных областях биологических знаний. Так, в 7 классе обязательны к решению вопросы по зоологии, ботанике и экологии. В восьмом к ним добавляются вопросы по анатомии и физиологии. Девятикласснику предложат к решению задачи по эволюции. Старшеклассникам же нужно обдумать и решить не только все предыдущие вопросы, но и дополнительные — по биохимии, цитологии и генетике. Все задачи первого тура, от момента окончательного формирования списка Жюри, до непосредственного дня проведения Олимпиады держатся в строжайшем секрете. Интересным фактом является то, что школьник, по сути, совершенно не ограничен ни временем, ни масштабом работы — аудиторы самоотверженно будут дожидаться последнего ушедшего школьника. Именно неограниченность во времени и приводит, в конечном итоге, к тому, что ребята, расслабившись, играючи решают сложные задачки — настолько этот формат непохож на привычные экзамены и олимпиады, где с бедного школьника пытаются стрясти все полученные знания буквально за несколько часов!