LXX Школьная Биологическая олимпиада МГУ, 2021 год
Вариант 8 класса
Жюри и Оргкомитет Школьной Биологической Олимпиады приветствуют участников семьдесят второй ШБО!
Эту Олимпиаду мы посвящаем памяти нашего коллеги Алексея Борисовича Шипунова (1965-2022), замечательного ботаника, педагога, многолетнего члена Жюри ШБО.

Перед началом выполнения заданий обратите внимание на правила написания заочного тура олимпиады.
Правила написания заочного тура
  • 1
    Время
    Время окончания I (заочного) тура LXXII ШБО — 26 февраля 17:00 (GMT +3). После этого времени отправить работу будет нельзя. Обязательно оставьте не менее 15 минут на загрузку работы через форму в Личном Кабинете.
  • 2
    Укажите номер анкеты
    В названии файла или в тексте работы обязательно укажите свой номер анкеты и класс. Нельзя указывать фамилию или другие персональные данные!
  • 3
    Можно отвечать в любом порядке
    На вопросы можно отвечать в любом порядке — главное, чтобы ответ на вопрос начинался с указания номера вопроса и этот номер был хорошо заметен.
  • 4
    Думайте!
    Все вопросы ШБО специально составлены так, что ответ нельзя ниоткуда списать. Для ответов на наши вопросы вам не нужны определения из учебников или иные формализованные ответы. Не копируйте ничего из интернета или иных источников, полагайтесь на ваши знания и ум.
  • 5
    Про списывание
    При обнаружении в работах признаков списывания (даже в одном вопросе) или совместного выполнения работы с другими участниками или привлечёнными лицами, Жюри оставляет за собой право дисквалифицировать участника без возможности апелляции с формулировкой «За списывание» (в 2021-2022 годах с такой формулировкой было дисквалифицировано более 50 участников).
  • 6
    Чем больше версий, тем лучше!
    Помните, что на каждый вопрос существует несколько ответов. Мы ждём от вас версий и идей, чем больше их будет — тем лучше. Не бойтесь ошибиться: даже если пришедшая вам в голову идея будут ошибочной, баллы за неё снижены не будут — мы оцениваем только правильные идеи!
  • 7
    Что дальше?
    Когда вы дописали работу, вам необходимо загрузить её через форму в Личном Кабинете. Проверьте, правильно ли заполнены поля «номер анкеты» и «класс». В названии файла или в тексте работы обязательно укажите свой номер и класс. Каждый участник высылает свою работу самостоятельно через свой личный кабинет. В противном случае Жюри и Оргкомитет ШБО не смогут помочь с возникшими сложностями.

    Если на этапе загрузки работы вы столкнулись с техническими трудностями, такими как: (1) не открывается личный кабинет; (2) работа не прикрепляется, – обязательно сразу же сделайте скриншот, на котором будет видно время и тип проблемы, и пришлите его вместе с работой нам на почту proverka.shbo@gmail.com до окончания времени приёма работ. Внимание! После окончания тура, вне зависимости от любых обстоятельств, работы не принимаются!
  • 8
    Ограничьтесь одним файлом
    Желательно, чтобы файл с работой был единым. Если это технически невозможно, обращаем внимание, что вы можете прислать до 10 файлов. Если вы пишете работу от руки и фотографируете ее на смартфон, мы рекомендуем воспользоваться специальными программами для сборки фотографий в PDF, например, Adobe Scan.
  • 9
    Форматы файлов
    Работы можно присылать в любом из следующих форматов: .pdf, .doc, .docx, .rtf, .txt, .jpg. Не присылайте работы в расширениях для iOS!
  • 10
    Исправить ошибку?
    Если вы уже загрузили работу, но решили исправить какую-то ошибку или случайно прикрепили неверный файл, при повторной загрузке файла обязательно отметьте пункт «Это исправленная работа». Можно присылать не более одного исправленного варианта, при проверке будет учитываться и проверяться последний присланный файл. Не откладывайте отправку работ на последний момент, оставьте не менее 15 минут для загрузки!

Вопрос №1
Бывает, что в честь праздника люди выпускают «на волю» птиц из клеток. Какие биологические последствия могут быть у такого обычая? Постарайтесь привести побольше вариантов.

Вопрос №2
Костус (Costus), или спиральный имбирь — характерное растение влажных тропиков. Как видно из названия, его стебель не ветвится, но при этом растёт по довольно широкой спирали. Приносит ли такая форма роста пользу растению? А какие вообще сравнительные преимущества и недостатки у ветвления и завивания?

Вопрос №3
Глядя на то, как травоядные животные жадно поглощают траву на лугу, можно и забеспокоиться, не съедят ли они всю траву подчистую. Однако полное истребление какого-либо вида растений травоядными животными случается крайне редко. Как вы думаете, какие причины делают такое трагическое развитие событий маловероятным?

Вопрос №4
Говорят, существует связь между потеплением климата и увеличением риска инцидентов с участием людей и крупных хищников. Каким образом эти явления могут быть связаны? Постарайтесь проиллюстрировать ваши предположения примерами.

Вопрос №5
Прогуливаясь по берегу Атлантического океана во Флориде, Джесси Сойер заметила, что волна выбрасывает на берег обломки раковин моллюсков, окрашенные в ярко-малиновый цвет с внешней стороны. На многих из них прочно сидели погибшие, а иногда и живые мелкие коралловые полипы точно такого же цвета. Вернувшись с пляжа в школу, Джесси рассказала об этом учительнице биологии и стала размышлять вслух о том, как может получиться, что у двух эволюционно далёких, но живущих совместно, видов беспозвоночных наблюдается одинаковая окраска. На её рассуждения миссис Кесслер сказала: «Джесси, а почему бы тебе не собрать команду и не проверить твои гипотезы с помощью экспериментов и дополнительных наблюдений, а если вы получите интересные ответы, то и представить результаты на научной конференции школьников?» Представьте себе, что вы в команде Джесси. Какие гипотезы вы бы стали проверять?

Вопрос №6
Как известно, у млекопитающих прямая кишка имеет внешний анальный сфинктер, который обычно закрыт и в норме открывается произвольным усилием. Зачем он нужен? Что мешало сделать дефекацию чисто рефлекторной или вообще обойтись без сфинктера?

Вопрос №7
Дождь в тропическом лесу — серьёзное событие. Проливается очень много воды, капли с силой ударяют о листья и стебли растений. Разумеется, тропические растения выработали множество приспособлений для защиты от дождя, например, листья с кончиком-капельницей. А какие ещё приспособления возможны? Назовите как минимум ещё четыре приспособления и биологически обоснуйте каждое из них. Имейте в виду, что баллы за ответ на этот вопрос будут начисляться только в случае точного соблюдения последнего условия, то есть ответы меньше чем с четырьмя обоснованными приспособлениями рассматриваться не будут. Больше — можно.