LXX Школьная Биологическая олимпиада МГУ, 2021 год
Вариант 6 класса
Жюри и Оргкомитет Школьной Биологической Олимпиады приветствуют участников семьдесят второй ШБО!
Эту Олимпиаду мы посвящаем памяти нашего коллеги Алексея Борисовича Шипунова (1965-2022), замечательного ботаника, педагога, многолетнего члена Жюри ШБО.

Перед началом выполнения заданий обратите внимание на правила написания заочного тура олимпиады.
Правила написания заочного тура
  • 1
    Время
    Время окончания I (заочного) тура LXXII ШБО — 26 февраля 17:00 (GMT +3). После этого времени отправить работу будет нельзя. Обязательно оставьте не менее 15 минут на загрузку работы через форму в Личном Кабинете.
  • 2
    Укажите номер анкеты
    В названии файла или в тексте работы обязательно укажите свой номер анкеты и класс. Нельзя указывать фамилию или другие персональные данные!
  • 3
    Можно отвечать в любом порядке
    На вопросы можно отвечать в любом порядке — главное, чтобы ответ на вопрос начинался с указания номера вопроса и этот номер был хорошо заметен.
  • 4
    Думайте!
    Все вопросы ШБО специально составлены так, что ответ нельзя ниоткуда списать. Для ответов на наши вопросы вам не нужны определения из учебников или иные формализованные ответы. Не копируйте ничего из интернета или иных источников, полагайтесь на ваши знания и ум.
  • 5
    Про списывание
    При обнаружении в работах признаков списывания (даже в одном вопросе) или совместного выполнения работы с другими участниками или привлечёнными лицами, Жюри оставляет за собой право дисквалифицировать участника без возможности апелляции с формулировкой «За списывание» (в 2021-2022 годах с такой формулировкой было дисквалифицировано более 50 участников).
  • 6
    Чем больше версий, тем лучше!
    Помните, что на каждый вопрос существует несколько ответов. Мы ждём от вас версий и идей, чем больше их будет — тем лучше. Не бойтесь ошибиться: даже если пришедшая вам в голову идея будут ошибочной, баллы за неё снижены не будут — мы оцениваем только правильные идеи!
  • 7
    Что дальше?
    Когда вы дописали работу, вам необходимо загрузить её через форму в Личном Кабинете. Проверьте, правильно ли заполнены поля «номер анкеты» и «класс». В названии файла или в тексте работы обязательно укажите свой номер и класс. Каждый участник высылает свою работу самостоятельно через свой личный кабинет. В противном случае Жюри и Оргкомитет ШБО не смогут помочь с возникшими сложностями.

    Если на этапе загрузки работы вы столкнулись с техническими трудностями, такими как: (1) не открывается личный кабинет; (2) работа не прикрепляется, – обязательно сразу же сделайте скриншот, на котором будет видно время и тип проблемы, и пришлите его вместе с работой нам на почту proverka.shbo@gmail.com до окончания времени приёма работ. Внимание! После окончания тура, вне зависимости от любых обстоятельств, работы не принимаются!
  • 8
    Ограничьтесь одним файлом
    Желательно, чтобы файл с работой был единым. Если это технически невозможно, обращаем внимание, что вы можете прислать до 10 файлов. Если вы пишете работу от руки и фотографируете ее на смартфон, мы рекомендуем воспользоваться специальными программами для сборки фотографий в PDF, например, Adobe Scan.
  • 9
    Форматы файлов
    Работы можно присылать в любом из следующих форматов: .pdf, .doc, .docx, .rtf, .txt, .jpg. Не присылайте работы в расширениях для iOS!
  • 10
    Исправить ошибку?
    Если вы уже загрузили работу, но решили исправить какую-то ошибку или случайно прикрепили неверный файл, при повторной загрузке файла обязательно отметьте пункт «Это исправленная работа». Можно присылать не более одного исправленного варианта, при проверке будет учитываться и проверяться последний присланный файл. Не откладывайте отправку работ на последний момент, оставьте не менее 15 минут для загрузки!

Вопрос №1
Маленькие дети часто спрашивают: «Зачем она нужна, эта дурацкая крапива?» А в самом деле, какова может быть роль крапивы в природных сообществах (как для сообществ в целом, так и для отдельных их членов)?

Вопрос №2
Есть птицы, которые могут шипеть совсем как змеи. Какие эксперименты и наблюдения нужно провести, чтобы выяснить, почему они это делают?

Вопрос №3
Вспомните животное или растение (по одному на пункт) в названии которого (конкретного вида или группы) фигурируют:

а) указание на его окраску;
б) время года;
в) геометрическая фигура;
г) животное (для растения);
д) растение (для животного);
е) среда его обитания;
ж) время суток;
з) указание на важные для человека свойства;
и) название реки или озера;
к) название страны (образные наименования вроде «русского медведя» или «американского орла» тут не годятся).

Вопрос №4
Есть растения, у которых цветки открываются буквально на несколько часов, а затем опадают (или начинают формировать плод). Зачем такое поведение цветков нужно растению?

Вопрос №5
Однажды в одной соцсети появилась такая запись:

«Вчера на прогулке я заметила, что около дороги появился новый забор. К моему удивлению оказалось, что за ним — небольшой загон, где пасётся с полдюжины антилоп гну. Сторож рассказал мне, что их зачем-то недавно привезли из Африки. Я была возмущена: вокруг дышат свободой великолепные, покрытые вековыми лесами Алтайские горы, а эти могучие животные вынуждены влачить жалкую жизнь за оградой. Я не могу терпеть такую несправедливость и призываю всех друзей присоединиться ко мне в следующие выходные, чтобы свалить забор и выпустить гну на свободу!»

Друзья понимали, что уверения о незаконности таких действий вряд ли заставят автора отказаться от своих намерений, однако смогли переубедить её, приведя множество биологических аргументов против выпуска на волю этих животных. Попробуйте и вы перечислить такие аргументы.