LXX Школьная Биологическая олимпиада МГУ, 2021 год
Вариант 10 класса
Жюри и Оргкомитет Школьной Биологической Олимпиады приветствуют участников семьдесят второй ШБО!
Эту Олимпиаду мы посвящаем памяти нашего коллеги Алексея Борисовича Шипунова (1965-2022), замечательного ботаника, педагога, многолетнего члена Жюри ШБО.

Перед началом выполнения заданий обратите внимание на правила написания заочного тура олимпиады.
Правила написания заочного тура
  • 1
    Время
    Время окончания I (заочного) тура LXXII ШБО — 26 февраля 17:00 (GMT +3). После этого времени отправить работу будет нельзя. Обязательно оставьте не менее 15 минут на загрузку работы через форму в Личном Кабинете.
  • 2
    Укажите номер анкеты
    В названии файла или в тексте работы обязательно укажите свой номер анкеты и класс. Нельзя указывать фамилию или другие персональные данные!
  • 3
    Можно отвечать в любом порядке
    На вопросы можно отвечать в любом порядке — главное, чтобы ответ на вопрос начинался с указания номера вопроса и этот номер был хорошо заметен.
  • 4
    Думайте!
    Все вопросы ШБО специально составлены так, что ответ нельзя ниоткуда списать. Для ответов на наши вопросы вам не нужны определения из учебников или иные формализованные ответы. Не копируйте ничего из интернета или иных источников, полагайтесь на ваши знания и ум.
  • 5
    Про списывание
    При обнаружении в работах признаков списывания (даже в одном вопросе) или совместного выполнения работы с другими участниками или привлечёнными лицами, Жюри оставляет за собой право дисквалифицировать участника без возможности апелляции с формулировкой «За списывание» (в 2021-2022 годах с такой формулировкой было дисквалифицировано более 50 участников).
  • 6
    Чем больше версий, тем лучше!
    Помните, что на каждый вопрос существует несколько ответов. Мы ждём от вас версий и идей, чем больше их будет — тем лучше. Не бойтесь ошибиться: даже если пришедшая вам в голову идея будут ошибочной, баллы за неё снижены не будут — мы оцениваем только правильные идеи!
  • 7
    Что дальше?
    Когда вы дописали работу, вам необходимо загрузить её через форму в Личном Кабинете. Проверьте, правильно ли заполнены поля «номер анкеты» и «класс». В названии файла или в тексте работы обязательно укажите свой номер и класс. Каждый участник высылает свою работу самостоятельно через свой личный кабинет. В противном случае Жюри и Оргкомитет ШБО не смогут помочь с возникшими сложностями.

    Если на этапе загрузки работы вы столкнулись с техническими трудностями, такими как: (1) не открывается личный кабинет; (2) работа не прикрепляется, – обязательно сразу же сделайте скриншот, на котором будет видно время и тип проблемы, и пришлите его вместе с работой нам на почту proverka.shbo@gmail.com до окончания времени приёма работ. Внимание! После окончания тура, вне зависимости от любых обстоятельств, работы не принимаются!
  • 8
    Ограничьтесь одним файлом
    Желательно, чтобы файл с работой был единым. Если это технически невозможно, обращаем внимание, что вы можете прислать до 10 файлов. Если вы пишете работу от руки и фотографируете ее на смартфон, мы рекомендуем воспользоваться специальными программами для сборки фотографий в PDF, например, Adobe Scan.
  • 9
    Форматы файлов
    Работы можно присылать в любом из следующих форматов: .pdf, .doc, .docx, .rtf, .txt, .jpg. Не присылайте работы в расширениях для iOS!
  • 10
    Исправить ошибку?
    Если вы уже загрузили работу, но решили исправить какую-то ошибку или случайно прикрепили неверный файл, при повторной загрузке файла обязательно отметьте пункт «Это исправленная работа». Можно присылать не более одного исправленного варианта, при проверке будет учитываться и проверяться последний присланный файл. Не откладывайте отправку работ на последний момент, оставьте не менее 15 минут для загрузки!

Вопрос №1
Бывают на свете гибридные виды, возникшие при скрещивании двух видов-предков. Как можно понять, появился ли такой вид в результате давних событий гибридизации и с тех пор существует независимо от родительских видов, или же регулярно «возникает заново» в результате их постоянных скрещиваний?

Вопрос №2
В нескольких группах цветковых растений (например, у некоторых видов из родов, к которым принадлежат чай (Camellia), кофе (Coffea) и мате (Ilex)) способность синтезировать кофеин возникала независимо. Как вы думаете, под действием каких факторов такая способность могла многократно появиться в ходе эволюции?

Вопрос №3
Могут ли заносные виды помочь сохранению видового разнообразия местных видов? Если да, то как? Если нет, то почему? Ответ обоснуйте.

Вопрос №4
Известно, что эффективный иммунный ответ требует огромных энергетических затрат. Казалось бы, у заболевшего человека должен быть отличный аппетит. Однако, многие знают на своём опыте, что на практике всё не так: тяжело больной человек обычно едой не интересуется, а стремится просто спокойно полежать в уютной постели. Если предположить, что такое поведение возникло в результате естественного отбора, предложите факторы, которые могли благоприятствовать потере аппетита у больных.

Вопрос №5
Люди случайно завезли из Северной Америки на небольшой тихоокеанский остров мушку, которая паразитирует на сверчках. На новом месте мушка расплодилась в огромных количествах. Жертв своих она очень эффективно находит по звуку стрёкота, и казалось, что местный вид сверчков обречён на вымирание. Однако этого не произошло: просто со временем местный вид сверчков перестал стрекотать. Эту историю часто приводят как пример быстрой адаптивной эволюции, подтверждающий теорию Дарвина. Однако скептики вопрошают: если потеря стрёкота действительно является таким хорошим приспособлением. то почему же американские свечки продолжают стрекотать, хотя и сосуществуют с этой мушкой тысячи, а то и миллионы лет? Предложите возможные объяснения, почему такая адаптация возникла у островных сверчков, но не у их родственников на континенте.

Вопрос №6
Научный руководитель отправил аспирантку Вареньку в летнюю экспедицию на север, на Студёное море, собрать материал по двум близким видам планктонных львиногривок: львиногривке бурой и львиногривке малиновой. Ниже мы приводим отрывок из отчёта Вареньки по результатам поездки:
«…Работы велись в губе Дальней. Всего удалось совершить четыре экскурсии на лодке со сбором львиногривок (см. карту), сачком вылавливались все экземпляры, замеченные у поверхности в течении часа.

Точка А была обследована 1 августа, добыто 18 малиновых и 15 бурых львиногривок.
Точка B была обследована 2 августа, добыто 4 малиновых и 2 бурых львиногривки.
Точка C была обследована 8 августа, добыто 140 малиновых и 6 бурых львиногривок.
Точка D была обследована 10 августа, добыто 8 малиновых и 2 бурых львиногривки.



Кликните на изображение, чтобы увеличить его
(…) Кроме того, я обратила внимание, что в пробах попадались особи, готовые выметать личинок. Личинки были обнаружены у 87 особей (что составляет примерно 44,6% от всех пойманных львиногривок), 83 из которых были малиновыми львиногривками и 4 — бурыми. Таким образом, выметать личинок были готовы 48,8% малиновых львиногривок и только 16% бурых. Основываясь на этих рассчётах, можно предположить, что наибольшей плодовитостью обладают малиновые львиногривки.»
Научный руководитель, однако, остался недоволен построениями Вареньки и велел ей ещё раз как следует подумать над абзацем про размножение львиногривок. А в самом деле, позволяет ли собранный Варенькой материал сделать такой вывод? Или полученные Варенькой числа могут быть объяснены и другими способами? Если нет, то почему, а если да, то какими именно?

Вопрос №7
Современные методы генетической инженерии позволяют делать довольно сложные и точные манипуляции с геномами многих организмов. Например, в геноме пекарских дрожжей Saccharomyces cerevisiae имеется около 6200 генов, кодирующих белки. Генетики разделили культуру дрожжей на 6200 гаплоидных линий и повреждали по одному гену — в каждой линии свой. Оказалось, что примерно 1400 из линий дрожжей после операции на геноме не росли на жидкой среде, то есть фактически не оставляли потомства; каждый из этих 1400 генов можно считать абсолютно необходимым для жизни дрожжей, или, по крайней мере, для их деления в данных условиях. Остальные примерно 4800 линий расти не перестали. Итак, возникает научная проблема: насчитывается несколько тысяч генов, обладающих свойством «повреждение гена не приводит к остановке роста/деления». Почему же эти гены сохраняются в природных популяциях дрожжей, а не портятся и не пропадают в результате случайных мутаций и делеций? Предложите несколько объяснений, а также способы экспериментальной проверки ваших идей.