LXXII Школьная Биологическая олимпиада МГУ, 2023 год
Вариант 11 класса
Жюри и Оргкомитет Школьной Биологической Олимпиады приветствуют участников семьдесят второй ШБО!
Эту Олимпиаду мы посвящаем памяти нашего коллеги Алексея Борисовича Шипунова (1965-2022), замечательного ботаника, педагога, многолетнего члена Жюри ШБО.

Перед началом выполнения заданий обратите внимание на правила написания заочного тура олимпиады.
Правила написания заочного тура
  • 1
    Время
    Время окончания I (заочного) тура LXXII ШБО — 26 февраля 17:00 (GMT +3). После этого времени отправить работу будет нельзя. Обязательно оставьте не менее 15 минут на загрузку работы через форму в Личном Кабинете.
  • 2
    Укажите номер анкеты
    В названии файла или в тексте работы обязательно укажите свой номер анкеты и класс. Нельзя указывать фамилию или другие персональные данные!
  • 3
    Можно отвечать в любом порядке
    На вопросы можно отвечать в любом порядке — главное, чтобы ответ на вопрос начинался с указания номера вопроса и этот номер был хорошо заметен.
  • 4
    Думайте!
    Все вопросы ШБО специально составлены так, что ответ нельзя ниоткуда списать. Для ответов на наши вопросы вам не нужны определения из учебников или иные формализованные ответы. Не копируйте ничего из интернета или иных источников, полагайтесь на ваши знания и ум.
  • 5
    Про списывание
    При обнаружении в работах признаков списывания (даже в одном вопросе) или совместного выполнения работы с другими участниками или привлечёнными лицами, Жюри оставляет за собой право дисквалифицировать участника без возможности апелляции с формулировкой «За списывание» (в 2021-2022 годах с такой формулировкой было дисквалифицировано более 50 участников).
  • 6
    Чем больше версий, тем лучше!
    Помните, что на каждый вопрос существует несколько ответов. Мы ждём от вас версий и идей, чем больше их будет — тем лучше. Не бойтесь ошибиться: даже если пришедшая вам в голову идея будут ошибочной, баллы за неё снижены не будут — мы оцениваем только правильные идеи!
  • 7
    Что дальше?
    Когда вы дописали работу, вам необходимо загрузить её через форму в Личном Кабинете. Проверьте, правильно ли заполнены поля «номер анкеты» и «класс». В названии файла или в тексте работы обязательно укажите свой номер и класс. Каждый участник высылает свою работу самостоятельно через свой личный кабинет. В противном случае Жюри и Оргкомитет ШБО не смогут помочь с возникшими сложностями.

    Если на этапе загрузки работы вы столкнулись с техническими трудностями, такими как: (1) не открывается личный кабинет; (2) работа не прикрепляется, – обязательно сразу же сделайте скриншот, на котором будет видно время и тип проблемы, и пришлите его вместе с работой нам на почту proverka.shbo@gmail.com до окончания времени приёма работ. Внимание! После окончания тура, вне зависимости от любых обстоятельств, работы не принимаются!
  • 8
    Ограничьтесь одним файлом
    Желательно, чтобы файл с работой был единым. Если это технически невозможно, обращаем внимание, что вы можете прислать до 10 файлов. Если вы пишете работу от руки и фотографируете ее на смартфон, мы рекомендуем воспользоваться специальными программами для сборки фотографий в PDF, например, Adobe Scan.
  • 9
    Форматы файлов
    Работы можно присылать в любом из следующих форматов: .pdf, .doc, .docx, .rtf, .txt, .jpg. Не присылайте работы в расширениях для iOS!
  • 10
    Исправить ошибку?
    Если вы уже загрузили работу, но решили исправить какую-то ошибку или случайно прикрепили неверный файл, при повторной загрузке файла обязательно отметьте пункт «Это исправленная работа». Можно присылать не более одного исправленного варианта, при проверке будет учитываться и проверяться последний присланный файл. Не откладывайте отправку работ на последний момент, оставьте не менее 15 минут для загрузки!

Вопрос №1
Прогуливаясь по пойменному лугу в Тверской губернии, отставной поручик Чебурков обнаружил на нем тимьян, кирказон, стальник и другие типично степные растения. «Как они сюда попали? – удивился Чебурков. – И как они могут тут расти? Ведь это же верхняя Волга, отсюда до северной границы степной зоны много сотен километров! И если уж растут – почему я их никогда не видел на другом берегу, до которого всего-то метров 150?»

Что вы могли бы ответить на эти вопросы?

Вопрос №2
Профессору Клюшкину приснился кошмар. Как будто бы гигантская летающая тарелка зависла над Землёй и украла с неё всех животных, включая людей! Дальше было что-то про спасение человечества, и вроде бы профессор принимал в этом самое деятельное участие, но, проснувшись, он мог вспомнить только одно: оказывается, зловредные инопланетяне не догадались заглянуть под поверхность воды, и все ВОДНЫЕ животные остались на Земле! И свою мысль, что, если им не удастся вернуть всех назад, на Земле будет новый выход животных на сушу.

– Вот ведь чушь какая приснится – подумал профессор, – но, однако, интересно, а кто и как из нынешних обитателей морей, рек и озёр мог бы попробовать выйти на сушу в таких условиях? Причём не через миллионы лет, а в более близком будущем?

Профессор хорошо знал биологию, и ещё до завтрака сумел придумать несколько возможных путей. А у вас получится? Рассмотрите несколько разных животных (желательно из разных групп), которые могли бы занять на суше различные экологические ниши. Какие уже имеющиеся у них черты строения могли бы поспособствовать этим животным (либо их потомкам) в закреплении на суше?

Вопрос №3
Определённый вид рыб много поколений жил в водоёме, где отсутствовали хищники. Как вы думаете, как могут измениться особенности развития, морфологии и поведения «средней» уцелевшей рыбки через некоторое время после вселения хищных рыб в пределах жизни одного поколения? А через несколько поколений отбора? Обоснуйте ваш ответ.

Вопрос №4
Одним из важных отличий злокачественных новообразований от доброкачественных является способность к метастазированию. (Метастазирование – это распространение злокачественных клеток из того места, где они впервые образовались, в другую часть тела или в другой орган: напомним, что опухолевые клетки могут отрываться от исходной (первичной) опухоли и перемещаться по организму с помощью кровеносной или лимфатической системы). Как при обнаружении опухоли можно определить является ли она первичным очагом или метастазом (если у данного пациента злокачественная опухоль обнаружена впервые)?

Вопрос №5
У испанского крота Talpa occidentalis есть удивительная черта физиологии – у самок вместо нормального яичника имеется овотестис – орган, в котором есть участки как мужской, так и женской половой железы. У большинства млекопитающих такое строение яичника изредка встречается и является аномалией развития, и такие самки бесплодны. У испанского же крота все самки имеют такую половую железу и нормально размножаются, при этом самцы у испанского крота имеют обыкновенные семенники. Какую пользу испанские кроты могут получать от такой особенности?

Вопрос №6
Мальчик Юра В. написал в сообщество «Биологи-почемучки»:

«Когда я в этом декабре гулял вечером с собакой, то увидал странную картину: одна берёза в нашем городском дворе, как зимой и положено, облетела, но не вся: на одной её ветке осталось множество сухих листьев! Как будто осенний листопад её даже и не касался... Вот, я даже не поленился сфотографировать это зрелище! (картинка приаттачена). Кто бы мне объяснил, как и почему такое могло произойти?»

Что бы Вы могли ответить мальчику Юре В.? Учтите, что в сообществе «биологов-почемучек» хорошим тоном считается подробно обосновать свой ответ и приветствуется рассмотрение разных вариантов, если таковые имеются.

Вопрос №7
В мае 2017 года Джон Мартин, адъюнкт-профессор Нортлендского колледжа в Висконсине, проводил в ночном лесу исследования с ультрафиолетовым фонариком, пытаясь определить, какие виды растений флуоресцируют в ультрафиолете. Случайно в луч фонарика попала северная летяга, Glaucomys sabrinus, небольшой грызун семейства беличьих, ведущий сумеречно-ночной образ жизни. К изумлению Мартина, шерсть летяги светилась под ультрафиолетом ярко-розовым.

Позже Эллисон Колер, аспирантка Джона Мартина, провела большую работу в музейных коллекциях, облучая ультрафиолетом тушки и шкурки летяг. Она обнаружила, что все три вида североамериканских летяг имеют флюоресцирующую шерсть, а вот их близкие родичи белки никакого свечения не демонстрировали*.

Сами первооткрыватели предположили, что такая способность может быть нужна летягам либо для общения с родичами, либо для маскировки от хищников (скажем, посредством мимикрии).

Согласны ли вы с выводами учёных? А можете ли предложить иные объяснения этому феномену? Обоснуйте свой ответ.

*Со времён этих исследований флуоресцирующая в ультрафиолете шерсть была обнаружена ещё у нескольких животных, например, у утконосов.