LXXI Школьная Биологическая олимпиада МГУ, 2022 год
Вариант 7 класса
Жюри и Оргкомитет Школьной Биологической Олимпиады приветствуют участников семьдесят первой ШБО!

Перед началом выполнения заданий обратите внимание на правила написания заочного тура олимпиады.
Правила написания заочного тура
1
Время
Время окончания I (заочного) тура LXXI ШБО — 20 февраля 17:00 (GMT +3). После этого времени отправить работу будет нельзя. Обязательно оставьте не менее 10 минут на загрузку работы через форму в Личном Кабинете.
2
Укажите номер анкеты
В названии файла или в тексте работы обязательно укажите свой номер анкеты и класс. Нельзя указывать фамилию или другие персональные данные!
3
Можно отвечать в любом порядке
На вопросы можно отвечать в любом порядке — главное, чтобы ответ на вопрос начинался с указания номера вопроса и этот номер был хорошо заметен.
4
Думайте!
Все вопросы ШБО специально составлены так, что ответ нельзя ниоткуда списать. Для ответов на наши вопросы вам не нужны определения из учебников или иные формализованные ответы. Не копируйте ничего из интернета или иных источников, полагайтесь на ваши знания и ум.
5
Про списывание
При обнаружении в работах признаков списывания (даже в одном вопросе) или совместного выполнения работы с другими участниками или привлечёнными лицами, Жюри оставляет за собой право дисквалифицировать участника без возможности апелляции с формулировкой «За списывание» (в 2021 году с такой формулировкой было дисквалифицировано более 30 участников).
6
Чем больше версий, тем лучше!
Помните, что на каждый вопрос существует несколько ответов. Мы ждём от вас версий и идей, чем больше их будет — тем лучше. Не бойтесь ошибиться: даже если пришедшая вам в голову идея будут ошибочной, баллы за неё снижены не будут — мы оцениваем только правильные идеи!
7
Что дальше?
Когда вы дописали работу, вам необходимо загрузить её через форму в Личном Кабинете. Проверьте, правильно ли заполнены поля «номер анкеты» и «класс». В названии файла или в тексте работы обязательно укажите свой номер и класс. Каждый участник высылает свою работу самостоятельно через свой личный кабинет. В противном случае Жюри и Оргкомитет ШБО не смогут помочь с возникшими сложностями.

Если на этапе загрузки работы вы столкнулись с техническими трудностями, такими как: (1) не открывается личный кабинет; (2) работа не прикрепляется, – обязательно сразу же сделайте скриншот, на котором будет видно время и тип проблемы, и пришлите его вместе с работой нам на почту до окончания времени приёма работ. Внимание! После окончания тура, вне зависимости от любых обстоятельств, работы не принимаются!
8
Ограничьтесь одним файлом
Желательно, чтобы файл с работой был единым. Если это технически невозможно, обращаем внимание, что вы можете прислать до 10 файлов. Если вы пишете работу от руки и фотографируете ее на смартфон, мы рекомендуем воспользоваться специальными программами для сборки фотографий в PDF, например, Adobe Scan.
9
Форматы файлов
Работы можно присылать в любом из следующих форматов: .pdf, .doc, .docx, .rtf, .txt, .jpg. Не присылайте работы в расширениях для iOS!
10
Исправить ошибку?
Если вы уже загрузили работу, но решили исправить какую-то ошибку или случайно прикрепили неверный файл, при повторной загрузке файла обязательно отметьте пункт «Это исправленная работа». Можно присылать не более одного исправленного варианта, при проверке будет учитываться и проверяться последний присланный файл. Не откладывайте отправку работ на последний момент, оставьте не менее 10 минут для загрузки!

Вопрос №1
Гуляя по парку, Валя нашла растение хорошо известного ей вида, только очень низкорослое (его размер был раз в 5 меньше, чем обычно), и самое удивительное, что оно цвело. С чем может быть связана такая особенность роста?

Вопрос №2
Среди животных, обладающих различными ядовитыми приспособлениями, есть две большие группы: у одних яд выделяется передним, а у других — задним концом тела. Какие преимущества и недостатки есть у тех и у других?

Вопрос №3
Палеонтологи обнаружили части скелетов двух динозавров разных размеров. При этом кости более мелкого динозавра располагались внутри контура скелета более крупного. Палеонтологи предположили, что перед ними пример хищнического поведения: динозавр съел динозавра.

Какие наблюдения могли бы свидетельствовать в пользу, а какие — против этой гипотезы? А какие альтернативные объяснения такой находке могли бы предложить вы?

Вопрос №4
Птицы, как известно, откладывают не сразу много яиц, а постепенно, одно за другим. При этом, у некоторых видов (например, у сов) птица садится высиживать с первого же яйца, отложенные яйца сразу начинают развиваться, и птенцы получаются разновозрастные. А в других случаях яйца начинают развиваться, когда мама принимается насиживать кладку полностью, и птенцы оказываются примерно одинакового возраста.

Какие недостатки и преимущества есть у каждой стратегии?

Вопрос №5
Дедушка отчитывал Сережу за то, что тот привалил ворох жухлых листьев к деревянному забору: «Сколько раз уже такое видел: оставишь под новеньким забором мусор гнить, а через несколько месяцев оказывается, что в том же месте и сам забор загнивает».

«Да это, наверно, просто совпадение!» — спорил Сережа, — «Ну какая разница забору, где ему начинать гнить? Чем это место отлично от любого другого?»

«Совпадение? Не думаю!» — не унимался дед, — «У меня есть несколько вполне научных объяснений, почему деревянный забор быстрее портится именно там, где к нему привален гниющий мусор».

Как вы думаете, какие гипотезы мог привести дедушка?

Вопрос №6
В знаменитой книге «Флора средней полосы России» П.Ф. Маевского мы можем прочитать о фиалке удивительной (Viola mirabilis): «Прикорневые цветки пахучие (иногда без запаха), с развитым венчиком, лиловые, выходят из пазух прикорневых листьев, собранных розеткой, обыкновенно (но не всегда) бесплодные. Из пазух внутренних прикорневых листьев позднее выходят олиственные стебли, несущие в пазухах верхних листьев закрытые клейстогамные* цветки с неразвитым венчиком, на коротких цветоножках, плодущие».

Как видите, её удивительность в том, что красивые цветки плодов не приносят, а выше по стеблю есть некрасивые и непахучие, но способные давать плоды цветки. С чем может быть связана эта особенность?

* цветки, которые никогда не раскрываются

Вопрос №7
Многие позвоночные животные могут проводить значительное время не питаясь, в состоянии анабиоза, спячки или длительного сна. Как вы думаете, могут ли они находиться в таком состоянии неограниченно долгое время без потери жизнеспособности?
Постарайтесь рассмотреть влияние разных факторов. Обоснуйте свой ответ.